Этому вопросу было посвящено заседание рабочей группы по нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества на региональном уровне координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», которое проходило 29 июня 2016 года с 14 часов в конференц-зале Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (г. Барнаул, пр. Ленина, 7).
 
 
Председатель заседания: Маслова Наталья Рудегеровна – советник Губернатора Томской области.
Со вступительным словом выступил Поздерин Евгений Николаевич, начальник Управления информационных технологий и связи Алтайского края.
 
По вопросу: О нормативно-правовом обеспечении процесса импортозамещения в сфере информационных и технологий.
 
Выступил:
Хилов Павел Евгеньевич – Руководитель Экспертного центра электронного государства.
В правительстве пока нет чёткой концепции и понимания процесса импортозамещения. Пока есть : 149ФЗ - о российском программном обеспечении, и Постановление Правительства 1236 о прямом запрете импортного ПО в рамках госзакупок.
По обоснованию закупки импортного ПО пока нет никакой нормативки. В УФАС уже поступили первые жалобы с просьбой проверить обоснованность необходимости закупки импортного ПО.
Планы: внесение в 44ФЗ изменений, предусматривающих обязать Заказчика покупать ПО из Реестра. Аналогичных механизм рассматривается в отношении телекоммуникационного оборудования. К концу года будет создан Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ-технологий.
24 июня в администрации Президента прошло совещание по председательством Щёголева, на котором практика ведения Реестра ПО подверглась жёсткой критике. На самом деле, внесение ПО в Реестр на данный момент не является госуслугой, и поэтому на неё не распространяются общие регламенты госуслуг, Минкомсвязи пока это делает из внутренних ресурсов министерства.
 
Выступила
Травина Ирина - Ассоциация "СибАкадемСофт".

  • Изучен https://reestr.minsvyaz.ru/ , выложенные на нём Правила ведения реестра, Правила подготовки обоснований.
  • Изучен РЕЕСТР, на данный момент включающий 1186 записей.
  • Были выборочно изучены сайты производителей.
  • Были проанализированы критерии, предъявляемые к ПО,
  • И также классы ПО.
  • Были изучены практики применения классов ПО к заявляемому ПО.
  • Проанализирована география производителей.

 
Что было выявлено:

  1. Не опубликован полный список членов Экспертного совета.
  2. Не публикуется информация о проведённых заседаниях ЭС и протоколы заседаний.
  3. В случае отказов внесения в реестр не публикуются причины отказа.
  4. Сроки оказания данной услуги превышают 30 дней.
  5. юридических оснований для включения в реестр только 5 пунктов, а для не включения в реестр добавляется ещё один - решение экспертного совета (отрицательным только в случае несоответствия вышеозначенным 5 пунктам, но есть пункт 24 в Правилах реестра):
    • В случае если в ходе рассмотрения заявления экспертным советом будет установлено, что заявителем представлены подложные документы и (или) недостоверные сведения и (или) заявитель не представил пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем вторым пункта 22 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней со дня направления указанного запроса, экспертный совет в письменной форме информирует об этом уполномоченный орган, при этом экспертное заключение не подготавливается. 
  6. На основании этого пункта можно осуществлять любые запретительные действия не информируя заявителя. 
  7. правила ведения реестра содержат большое число регламентирующих пунктов, обязывающих взаимодействовать с заявителем в течение нескольких дней, но этого не происходит по факту. 
  8. Не устанавливается факт наличия работающего ПО (сайты некоторых производителей не дают возможности установить факт наличия ПО).
  9. Не проводится экспертиза по корректности работы ПО.
  10. Не проводится экспертиза по соответствию заявленного и реализованного функционала ПО, нет возможности на сайте производителя проверить функционал ПО.
  11. Производители вносят в реестр всю линейку отдельных программных компонент к одному продукту, которые не работают отдельно от основного продукта, причем находятся в разных классах. Такой подход сильно затруднит изучение ПО с целью закупки, усложнит подготовку обоснований, что приведёт к дополнительным серьезным издержкам при подготовке к закупке ПО.
  12. Производители вносят в реестр контент, такой как интерактивные учебники и учебные пособия, отнеся их к классу «Информационные системы для решения отраслевых задач».
  13. Классификатор был размещен 16 июня 2016 года. ПО, внесённое в реестр до этой даты по предыдущему классификатору, имеют уже несоответсвующие классы. Не понятны регламенты приведения в соответствие. Пример: Интерактивные учебники отнесены в старом классификаторе к классу "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач", а в новом к Разделу "Прикладное программное обеспечение", классу " Прикладное программное обеспечение общего назначения", включающего в себя Мультимедийное программное обеспечение.

 
Предложения:
1. Услуга внесения в Реестр программного обеспечения должна быть госуслугой. На неё должны распространяться все общие регламенты госуслуг.
2. Минкомсвязи должно доработать регламенты в части публикации все информации по ведению Реестра, том числе состав Экспертного совета, даты и протоколы заседаний Экспертного совета, экспертизы, решения.
3. Должны быть четко прописаны регламенты по отказу внесения ПО в Реестр, с обоснованием отказа.
4. Поскольку при закупке ПО необходимо оценить функциональные, технические и /или эксплуатационные характеристики ПО, заявители обязаны предоставлять возможность изучения этих характеристик, в частности, путем размещения демо-версий и/или trial-версий ПО.
5. Должны быть регламенты по содержанию в реестре актуальной информации, в частности, корректные ссылки на сайты производителей.
6. Должны быть регламенты по удалению ПО из Реестра, например, по причине выпуска нового релиза ПО и изъятия их гражданского оборота предыдущего релиза.
7. Предлагается для мультимедийного контента (электронные учебники, пособия, практикумы и пр.) создать отдельный Реестр, с другими требованиями, так как потенциальный размер такого реестра будет исчисляться сотнями тысяч записей, что существенно усложнит работу госорганов при подготовке к госзакупке.
8. Необходима процедура и регламенты по актуализации разделов и классов по уже внесённому в Реестр ПО в связи с новым классификатором.
9. В связи с тем, что Реестр потенциально может содержать десятки и сотни тысяч записей, необходим инструментарий для работы госорганов с Реестром, с поисковыми и аналитическими функциями, для сокращения времени подготовки к госзакупкам ПО.