На мастер-класс Ирины Коротаевой «Как начать конструктивный разговор с командой» каждый пришел со своей проблемой. Одни хотели получить совет, как «достучаться» до руководителя, другим было важно выстроить диалог с коллегами на одной управленческой лестнице, а кто-то хотел объять миссией весь коллектив, чтобы даже уборщица понимала, насколько важны ее руки в строительстве космических кораблей. На входе были самые разные запросы. Однако, всем надо было поговорить открыто и изменить ситуацию, а не скатиться к выяснению отношений.

 
Ирина Коротаева глубоко знает проблемы сотрудников, сама проработала более 10 лет HR-директором в крупной компании. Она уверена, что многие рабочие ситуации можно не доводить до конфликта. С помощью техник по командной работе можно увидеть истинные причины проблем, вовремя снять напряжение, сохранить лучших специалистов. С одной из таких техник участники познакомились на мастер-классе. Это метод изучения вовлеченности команды с использованием карточек. Он создан на основе исследования Gallup и позволяет выявить проблемы, которые люди предпочитают умалчивать. HR-департаменты ряда компаний успешно используют этот метод в своей работе. Сотруднику выдается колода из 36 карт с утверждениями, с которыми он должен либо согласиться, либо нет. Серая сторона карточки содержит негативную оценку, а зеленая – позитивную. Например, «в коллективе уважительные отношения»/«в коллективе неуважительные отношения». По полученной картине можно увидеть, что нужно менять и с чем разбираться детальнее. Работа с карточками намного интереснее, чем анкетный опрос. Когда вовлекаются все участники команды, можно обсудить по-дружески, без обид разные ситуации. Ирина также рассказала про мобильное приложение INVA, которое работает по аналогичной методике.

Лучше понимать людей и их намерения помогают принципы психотерапевта Милтона Эриксона. Их пять, они могут вызывать спорные суждения, однако именно эти принципы лежат в основе коучинга. Первый принцип «Со всеми людьми все в порядке» говорит о том, что априори все нормальны. Не стоит объяснять жизненные неудачи своими странностями, которые произошли от детских травм или опыта. С другими людьми тоже все ОК, просто на данный момент мы не в силах их понять, либо не желаем этого делать. Второй принцип «Все ресурсы под рукой для желаемых целей» о том, что у каждого человека уже есть необходимые внешние и внутренние ресурсы. Осознание этого принципа позволяет увидеть то, что скрыто от глаз, а также принять себя таким, как есть. В ходе мастер-класса Ирина провела небольшой эксперимент. Посмотрев ролик Monkey business illusion, участники должны были сосчитать количество мячей, которые оказались в руках команды в белых футболках. Сконцентрировав все внимание на мячах, многие участники не заметили Гориллу, которая прошла по полю. В работе так же некоторые не замечают ресурсов и возможностей, зациклившись на одной задаче или проблеме. Третий принцип Эриксона гласит: «Люди совершают наилучший выбор». Другими словами, все решения являются лучшими для конкретной ситуации и момента времени. Поэтому стоит двигаться вперед без чувства вины и обиды. Разбирая этот принцип, Ирина привела пример общения мамы с дочкой-тинейджером, которая не хочет надевать шапку, чтобы не испортить прическу. Каждая сторона руководствуется своими мотивами – мама хочет сберечь здоровье ребенка, а дочка - сохранить красивый образ. Четвертый принцип – «Всеми людьми движет позитивное намерение» говорит о том, что целью любого поступка является желание чего-то хорошего для себя или других. Действия людей изначально не несут негативной энергии, но люди не всегда выбирают экологичный способ для достижения своих целей. Понимание принципа позволяет лучше разбираться в мотивах других, чтобы увидеть суть конфликта. Пятый принцип подводит итог – «Изменения неизбежны». Они всегда будут, главный вопрос - в каком направлении будут идти эти изменения. А это зависит уже от человека.

Рассматривая отдельные истории, Ирина советует: «Помните, что в конфликтах обратную связь дают не вам лично, а отдельной функции, с которой вы справились не так, как ожидалось. Выясняйте причины, задавайте открытые вопросы, общайтесь как зрелые личности». Она также считает, что неуспеваемость ученика – это не односторонняя проблема. Надо искать причину в вовлеченности, а значит, в отношении учителя.

Все участники мастер-класса смогли обсудить свои вопросы, получить живой отклик и совет. Руководитель группы по работе с клиентами ООО «АКД» Кристина Шашина поделилась своими впечатлениями: «Очень полезные инструменты для командной работы, создания атмосферы доверия в коллективе. Буду обсуждать их со своими коллегами».

Людям важно быть услышанными, получить позитивную оценку своей работы. Это и есть шаг к конструктивному общению со своей командой.

Мастер-класс прошел при содействии Ассоциации «СибАкадемСофт», Новосибирского областного центра развития промышленности и предпринимательства, Учебно-консультационного центра "Алгоритм-С".

Екатерина Вронская

Фотогалерея

  • Александр Николаенко и Лилия Маслюк
  • Рафик Ямолеев
  • Ирина Коротаева
  • Кристина Шашина
  • Ирина Коротаева